Особенности работы виртуальных рабочих групп

14.11.08

Помнению ученых Карен Собел Лоджески и Ричарда Рейли, географическиерасстояния препятствуют сплочению виртуальных рабочих групп, но не могутсчитаться главным сдерживающим фактором. В своей книге "Объединениевиртуальных коллективов: трансформация лидерства и инноваций вглобальном интегрированном предприятии" они говорят о том, что ключевымфактором при формировании таких коллективов является вопрос доверия:именно доверие объединяет людей и организации в единое целое. Крометого, в виртуальных коллективах необходимо решать проблемы новаторстваи эффективного управления в онлайн проектах.Другойфактор, который, по мнению авторов, необходимо учитывать в виртуальныхколлективах, - это психологическая разобщенность, возникающая прирешении повседневных задач в распределенном рабочем пространстве. Чембольше коллектив, тем труднее входящим в него людям чувствоватьсплоченность, и в результате у работников снижается чувствоответственности.Разумеется,на поведение людей влияют географические факторы. Помимо расстояния,людей разделяют часовые пояса, создающие трудности при составленииобщего расписания и графика работы. Инымисловами, виртуальная работа и виртуальная компания требуют новыхподходов к управлению сотрудниками. При этом необходимо учитывать, что"виртуальная разобщенность", возникающая при взаимодействии удаленныхсотрудников, чревата целым рядом негативных последствий, например:вдвое сокращается количество проектов, выполненных в срок и в рамках согласованного бюджета; на 90% сокращается эффективность инноваций; на 80% падает удовлетворенность сотрудников своей работой; на 83% снижается взаимное доверие; на 65% сокращается четкость распределения обязанностей и ясность поставленных целей.Имеядостаточно богатый опыт работы с удаленными сотрудниками из разныхстран, в Cisco считают, что снизить риск возникновения "виртуальнойразобщенности" можно за счет формирования реалистичных ожиданий у всехчленов коллектива, учета разницы часовых поясов, а также внедрениясоответствующих технологий в офисе и обеспечения ими удаленныхсотрудников. Коммуникационноеоборудование отчасти позволяет решить проблему взаимодействиявиртуальных сотрудников, что в итоге способствует повышениюэффективности всего коллектива.