IBM: Доверие – ключ к успешной работе виртуальной команды

14.04.08

Установление доверия между участниками виртуальной рабочей группы является необходимым предварительным условием для того, чтобы люди, работающие вместе, стали командой. К такому выводу пришли участники исследования, проведенного компанией IBM. Коллеги могут строить доверительные отношения разными способами: четко показывая ценность своей работы для других участников команды, демонстрируя готовность постоянно соответствовать заданному уровню, внимательно отслеживая и устраняя неминуемо возникающие в процессе работы проблемы.

Три составляющих доверия Мир виртуальных команд имеет много достоинств: позволяет талантливым специалистам работать вместе, открывает глобальные перспективы и избавляет корпорацию от расходов на деловые поездки. К сожалению, группа специалистов не станет настоящей командой до тех пор, пока не будут установлены доверительные отношения. Так как же построить доверительные отношения, если нет возможности посмотреть друг другу в глаза и пожать руки? В целом, это сводится к способности участников команды дать утвердительный ответ на следующие три вопроса друг о друге: Можешь ли ты что-либо предложить мне? Могу ли я рассчитывать на тебя? Можешь ли ты сделать всё правильно? Если я знаю, что ты можешь помочь мне, сдержишь все свои обещания и сделаешь работу должным образом, я буду доверять тебе в большинстве ситуаций, возникающих в бизнесе. Давайте посмотрим, каким образом можно дать положительный ответ на каждый из этих вопросов в виртуальной среде. Ценность Прежде всего нужно продемонстрировать свою ценность в вашем первом разговоре с участником команды. Перед вашим общением с коллегами, вы должны ясно описать свои профессиональные качества в форме резюме, Web-страницы или в профессиональном листинге. Говорите о своих качествах возможно более определённо и чётко. Фраза "Я помогаю людям оценивать и выбирать коммуникационное оборудование для телемаркетинга” звучит намного понятнее, чем “консультант по коммуникациям”. Когда вы будете разговаривать с ними по телефону, узнайте больше об их работе, о том, над каким проектом они работают, что именно они ожидают от вас, и в чём они хотят на вас положиться. Будьте так же честны и открыты, информируя их о том, что вы не можете сделать, как рассказывая о своих способностях. Ваш голос должен излучать уверенность, когда вы говорите о: ключевых моментах вашей работы (возможно, это лучше заранее прорепетировать); улыбайтесь и жестикулируйте во время разговора, даже если вас никто не видит; придерживайтесь того же стиля, темпа, и уровня формальности, что и другая сторона.

Выполнение обещаний Если вы хотите соответствовать определённым требованиям, будет не лишним точно узнать, что от вас ждут. Что именно нужно, кому и когда? Знаете ли вы точные требования к тому продукту, который нужно сделать? Знаете ли вы, с кем нужно контактировать или кому давать информацию? Запланированы ли промежуточные этапы работы и встречи? Есть ли возможность выполнить работу в отведённый промежуток времени? Работая в виртуальной команде, помните, что здесь некому следить за вами. Никто не будет смотреть вам через плечо. Никто не может видеть, сколько усилий вы затрачиваете на выполнение задачи. Всё что они знают – это то, что вы им говорите, и то, что вы им демонстрируете. Сдача больших проектов по частям обычно себя оправдывает. Это позволяет показывать развитие. Наличие календаря, который виден всем участникам команды, или даже является общим, может помочь продемонстрировать, какие шаги вы предпринимаете для выполнения общего дела. Ваше постоянное пребывание на связи, особенно с помощью обмена мгновенными сообщениями, может напомнить другим участникам команды о том, что вы находитесь на работе, а не развлекаетесь игрой в гольф.

Тщательность В нашем мире многое происходит не так, как задумано. К сожалению, вина практически любой ошибки скорее всего падёт на какого-нибудь отсутствующего, который “не сделал свою работу”. Чтобы вас считали обязательным, нужно контролировать ситуацию. Это означает большее количество перепроверок и наблюдений, чем в реальной физической рабочей среде При возникновении сомнений, сделайте телефонный звонок или вышлите электронное письмо. Прислушивайтесь к вопросам и замечаниям коллег – они помогут вам быть начеку и понять, где могут возникнуть проблемы. Задавайте вопросы о надёжности людей, от которых вам приходится зависеть и о том, нужно ли ими управлять. Если возникает какая-то проблема, которую вы не можете устранить немедленно, поставьте в известность всех, кого это может коснуться. Не устраивайте им сюрпризов. Как узнать о том, что не всё в порядке? Что коллеги в вас разочарованы? Иногда об этом можно узнать по тону голоса, или тому, как строятся фразы, обращённые к вам. Другими признаками могут являться частые перекрёстные проверки или запросы подтверждений. Но в виртуальном мире самым частым ответом на сложности является молчание – пока проблема не станет серьёзной. Вы хотите, чтобы вас приглашали на встречи; вы хотите, чтобы вам звонили; вы хотите получать ответы на свои вопросы. Если вас включают в список не так часто, как других участников команды – пора предпринимать дополнительные усилия. Может быть, даже настало время узнать мнение коллег о себе. Если вам удалось установить доверительные отношения с другими участниками виртуальной команды, вы можете реализовать весь свой потенциал. И на уровне личных отношений, вы почувствуете, что всё происходит более гладко, и коллеги дают о вас позитивные отзывы. Прежде всего, команда становится более продуктивной, способной находить более интересные возможности, чувствующей себя более уверенно, и растущей профессионально.