Из опыта сотрудничества с отечественными удаленщиками. Решения

13.10.07

Какие люди вообще идут во фриланс? Я встречался с несколькими типами:

Фриланс на постоянной основе с малым опытом работы.Самый распространенный случай. Со всем сопутствующим фольклором о“сгоревшем интернете”, бесследно пропадающими на недели, никогда нечитающими ТЗ и еще длинным списком особенностей. Годятся только дляпростейшей работы и размытых сроках. Скорее всего, за ними придется ещеи доделывать. Среди них есть перспективные люди, но нужно для этогохорошенько перелопатить огромную кучу вариантов. Да и не всегда такиеставки оправдываются.Регулярный фриланс при постоянной работе. Частопохоже на первый вариант. Те же проблемы, хотя опыта побольше икачество, хоть и не всегда, но лучше. Не очень понятно, правда, почемубы не найти другую работу, где нет необходимости подрабатывать настороне.Разовые подработки при постоянной работе. Самиищут подработки редко — обычно их предлагают знакомые или случайнонашедшие контакт люди. Адекватные и профессиональные — если и берутсяза работу, знают что делают. Перед тем как с ними сотрудничать, яобычно ищу рекомендации своих знакомых, уже работавших с ними. Да исоглашаются они на халтуру только если нужны деньги либо если проект иминтересен в профессиональном плане. Ну или чтобы помочь хорошим людям.Хотя есть риск, что вдруг всплывет у человека появится важное личноеили рабочее дело и сроки растянутся.Фриланс на постоянной основе с большим опытом работы.Хочется работать именно с такими людьми. Много умеют, задают нужныевопросы, помогают улучшить концепцию, отвечают за свои слова. Но их,во-первых, крайне мало — имея такой опыт, люди редко остаются вофрилансе. А те что есть заняты на полгода вперед и пробиться к нимсверхсложно. Редко есть время ждать. Да и при договоренности за месяцеще нет точного задания — идут более ранние этапы работ.Это деление скорее по опытности и возможности форс-мажоров — делатьподробную типизацию нет смысла. Но судя по практике, это как разглавные характеристики. Так что я стараюсь ориентироваться на двухпоследних. Правда, в случае сжатых сроков, которые вот-вот начнутся, невсегда получается найти такого человека. Но уж лучше подвинуть дедлайн,чем брать кого попало.  Да и в остальном стараюсь подстраховаться:“Подушка безопасности” по времени. А лучше сразудве — одна для фрилансера, другая — для заказчика. Например,календарные начало работ и дедлайн — 1 и 29 октября, соответственно.Заказчик должен получить результат 22го числа, а удаленщик сдать работу— 15го. И даже если срок сдачи поставлен на 15е, в случае саутсорсерами лучше перенести его на попозже. И еще, не стоит говоритьзаказчику дату завершения работ, сказанную фрилансером. Скорее всего,придется вслед за ним повторять каждый день раздражающее “пришлюфинальную версию завтра”. А ведь сдача работ состоит не только изпересылки результата — нужно не забыть и время на исправления идоработки.Постоянные и проверенные субподрядчики. Тутостанется только один риск — срыва сроков. Хотя ради долгосрочныхотношений они скорее поднапрягутся и поработают в усиленном режиме, чемскажут “извини, начальник — не осилил”.Работа по план-графику. Удаленщики должны такжеработать по плану, а не “к понедельнику”. Даже если работ немного,нужно разбить их на последовательность этапов, которые привязаны ковремени. Пусть даже это будут задачи на час или полтора — иначе будетсложно контролировать прогресс.Премии за скорость работы. Стоит оговорить премииза скорость работы. Это не всегда помогает, но есть шанс замотивироватьчеловека сильнее. Иногда наоборот, предлагаются штрафы, но лучшеобойтись без них — есть вариант, что удаленщик обидится и не даствообще никаких результатов.Максимум контактов субподрядчика. Очень поможет вслучае пропажи человека. Если контакт прервался по уважительнойпричине, он скорее узнает об этом. Если просто скрывается — рассылка повсем каналам может пробудить совесть. Хотя это и не факт.Иметь запасной вариант. На случай, если удаленщик пропадет, нужно иметь возможность быстро переключиться на другого человека.Распределение работ по нескольким командам. Часть работ можноотдать разным людям. Например, первый рисует дизайн, а второй — иконки;либо один верстает HTML, а другой занимается сложным JavaScript. Тутвстают проблемы координации этих команд и сборки общего результата, ноиногда это меньшее зло.Работа одновременно с двумя субподрядчиками. Еслиработы сложные и средства позволяют — стоит отдать задачу сразу двумфрилансерам. Есть большой шанс, что один из них отколется по ходуработ. А значит и деньги вернет. Мы часто работаем по такой схеме сдизайнерами в режиме оплачиваемого тендера. Работа разбивается на дваэтапа — создание концепта и отрисовка всего списка страниц. Концептоплачивается обоим в размере 15-20% от общего бюджета на дизайн. А вотпродолжает работу тот, кто показал лучший результат и был болеекомфортен в работе.Не спешить в выборе фрилансера. Понятно, что стоит посмотреть результаты работ и отзывы о работе с ним. Хотя не всегда можно ориентироваться на мнение неизвестного человека — заказчики тоже бывают неадекватными. Я выбрал для себя набор характеристик, которые имеют значение при выборе. И добавлю туда еще одну — ценность репутации для субподрядчика. Если фрилансеру есть что беречь, он не менее заинтересован в хорошем исходе событий.Часть этих решений актуальна и для штатных сотрудников.Окончательно уйти от аутсорсинга не получится. Да и в других сферахэкономики субподряд активно используется. И имеет похожие проблемы втом случае, особенно если аутсорсинг не встроен в общий процесс, анужен от случая к случаю. Начиная от услуг гостей из южных республик настройках и заканчивая размещением части производства на чужихмощностях. Но лучше все-таки эту случайность максимальносистематизировать.