Удаленная работа в России набирает темпы

05.02.09

В России удаленную работу начали практиковать в 90-х. В 2005 году ее  признавали эффективной 14% руководителей страны (в то же время, в США данный показатель составлял 46%, а в японии 78%). Использование удаленных сотрудников сокращает траты на рабочие места и офисные площади, а также расширяет круг поиска нужных работников, например за счет молодых мам, людей с ограниченными возможностями, специалистов из других городов. Аналитики считают, что доверие работодателей к такой работе будет расти на 5-10% в год. А нынешний финансовый кризис может лишь ускорить эти темпы.Вполне можно считать, что распространение работы в удаленном доступестимулировали работники компьютерной отрасли. По мере распространения вРоссии компьютеров множество программистов, дизайнеров, системныхадминистраторов начали работать в удаленном доступе, выполняя заказысвоих клиентов. Именно компьютеризация страны и появление рунетасделали возможным переход на аутсорсинг представителей самых разных специальностей. Сегодня на«удаленке» можно встретить специалиста по подбору персонала,web-дизайнера, верстальщика, автора заказных текстов,мониторщика-аналитика, юрисконсульта, диспетчера такси, модельера ихудожника - изготовителя коллекционных кукол.С кризисом компании поспешили сократить расходы, и одним из путейстал перевод части сотрудников на удаленный доступ. Но выбирают его идобровольно, четко осознавая свои возможности и свою цену на том илиином рынке труда.Ольга Лапушкина, старший партнер департамента «Финанс» кадровогоцентра «Юнити» считает, что стремление многих работодателейперевести часть сотрудников на удаленный доступ действительносуществует. Хотя назвать это какой-либо глобальной тенденцией до сихпор нельзя. Перевод на «удаленку» характерен по большей части длянебольших компаний. Крупные холдинги по старинке предпочитают отмечатьприсутствие всех работников в офисе. Также стоит разграничивать ивозможные сферы применения удаленных работников. «Например, финансовыйдиректор, работающий на дому, никому не нужен», - отмечает Лапушкина.Похожей ситуация выглядит и на рынке фриланс-услуг. Ими предпочитаютпользоваться руководители небольших организаций, в то время как крупныепредприятия обращаются к специализированным аутсорсинг-фирмам. Помнению Лапушкиной, здесь все завязано на гарантии: крупным компаниямпредпочтительнее заплатить больше денег и получить гарантию компании зарезультат, в то время как за работу и ответственность фрилансера никтопоручиться не может.